Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В Российской федерации государственная власть осуществляется на основе разделения её на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Данные структуры самостоятельны в своей повседневной деятельности. Органы власти осуществляют свою государственную деятельность на разных уровнях, в разных сферах. Каждый государственный орган взаимодействует с другими государственными органами, таким образом, образуется единый механизм управления государством. Официально органом государственной власти в России является Президент РФ, который не входит ни в одну из ветвей государственной власти, выступает как глава государства.
Необходимость власти обусловливается потребностью общества в упорядочивании и регулировании всех его основных сфер. Совместная деятельность в любом обществе объясняется тем, что люди никогда не жили изолированно друг от друга и общение является необходимым условием их существования.
Посредством государственной власти осуществляется управление страной, принимаются и претворяются в жизнь законы, необходимые для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международной арене. От организации государственной власти зависит состояние общества, его институтов, и самого государства. Так же стоит отметить, что государство и государственная власть не могут существовать раздельно.
Именно государство обеспечивает материальный базис в виде соответствующего механизма, посредством которого и осуществляется государственная власть. Поэтому проблемы государственной власти являются важными и актуальными для современной науки.
Объектом работы является – государственная власть как признак государства.
Предмет работы – теоретико-правовые аспекты государственной власти и ее функции.
Цель работы – раскрыть феномен государственной власти, понять функции и принципы осуществления государственной власти.
Задачи работы:
- изучить понятие, особенности и функции государственной власти;
- рассмотреть легитимность и легальность государственной власти как принципов организации государственной власти;
- проанализировать функционирование органов государственной власти Российской Федерации;
- рассмотреть принцип разделения властей как основу формирования и функционирования государственной власти;
-проанализировать пути совершенствования аппарата государственной власти в Российской Федерации.
При раскрытии темы дипломной работы использованы и проанализированы научные труды многих российских и зарубежных исследователей, таких как: Чиркин В.Е., Нерсесянц В.С., Матузов Н.И., Малько А.В., Барнашев А.М., Самойлюк Р.Н., Монтескье Ш.Л., Парсонс Т., Вебер М. и многих других. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации; Федеральный конституционный закон РФ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»; Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.
Методологию работы составили системный, логический методы и метод анализа теоретических источников.
Глава 1 Понятие и сущность государственной власти
1. 1. Понятие, особенности и функции государственной власти
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей.
Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению.
К государственным органам относятся органы государственной власти, т.е. органы трех ветвей власти, а также - в нарушение принципа разделения властей - иные государственные органы, не входящие в триаду разделения власти в России.
Признаками органа государственной власти ученые определяют то, что каждый орган:
- создается в соответствии с установленным порядком;
- обладает властными полномочиями, образующими его компетенцию;
- осуществляет деятельность в формах и методами, которые установлены правовыми актами.
Статус органа государственной власти, вступающего от имени государства в гражданские правоотношения, обладает двойственностью: имеет как административный, так и гражданско-правовой характер. Например, полномочия органа по управлению имуществом на выступление от имени государства должны быть определены не доверенностью, а положением и другими нормативными актами.
«Орган государственной власти в гражданском обороте может осуществлять полномочия в рамках компетенции. Участие государства в данном случае является непосредственным и отношений представительства не возникает. В результате действий этих органов участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не их органы исполнительной или законодательной власти» .
Орган государственной власти может вступать в отношения с третьими лицами по реализации собственных полномочий, возложенных на него соответствующим актом (например, выступать в качестве государственного заказчика в государственной целевой программе). В данном случае по соответствующим договорам, направленным на удовлетворение общегосударственных нужд, обязанной стороной (например, покупателем товаров и, соответственно, субъектом ответственности за нарушение обязательств, в частности по оплате товара) также выступает публично-правовое образование в целом, а не орган государственной власти. Это отличает его от других органов государства, например от автономных учреждений, которые совершают гражданско-правовые сделки исключительно от собственного имени юридического лица, не привлекая к ответственности непосредственно породившее его публичное образование.
Сам термин «функция», произошедший от латинского слова functio - исполнение, осуществление, имеет несколько смысловых значений. С одной стороны, функция рассматривается как социальная роль, предназначение, назначение объекта, с другой - функция есть сама деятельность, работа, обязанность данного объекта.
Под функцией государственной власти понимается обычно её предназначение, которое в соответствии с направлениями деятельности государства воплощается в конкретных видах этой деятельности.
Свойства государственной власти связаны с ее функциональными особенностями. При этом функции власти нельзя отождествлять с теми функциями, которые выполняет государство. Данные категории соотносятся как форма и содержание.
Сущность и свойства государственной власти находятся в органической связи с ее функциями. Функции государственной власти нельзя отождествлять с функциями государства. Взаимоотношение этих категорий может быть определено как соотношение формы и содержания.
Функции государственной власти подразделяются на: